+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ст. 145 НК РФ: льгота по НДС

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Это важно знать:  Виды льгот

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

1.1) при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области суммы исчисленного налога налогоплательщиками не уплачиваются при условии, что эти налогоплательщики на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой не применяют специальные налоговые режимы, не используют право на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не осуществляли операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 149 НК РФ, если иной порядок уплаты налога не предусмотрен абзацем третьим настоящего подпункта. Открыть статью

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ. Открыть статью

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Открыть статью

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 НК РФ, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой. Открыть статью

Это важно знать:  Медаль Путилина МВД: льготы

Содержание статьи

Ст. 145 НК РФ: льгота по НДС

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-15/17338 от 15.09.2016

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу необходимости представления декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) в случае выставления организацией, применяющей освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), другой организации счета-фактуры с НДС, сообщает следующее.

Согласно нормам статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Согласно нормам пунктов 4 и 5 статьи 174 Кодекса уплата и представление декларации по НДС вышеуказанными лицами производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку налоговым периодом по НДС в соответствии с нормами статьи 163 Кодекса является квартал, в данной ситуации налоговую декларацию с отражением соответствующих сумм налога надлежало представить за 2 квартал 2015 года по сроку до 25 июля 2015 года.

При этом согласно пунктам 1, 3, 17, 51 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, организация в составе декларации должна представить титульный лист, раздел 1, а также раздел 12.

Одновременно сообщаем, что согласно абзацу первому пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В связи с чем сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет и отраженная в разделах 1 и 12 декларации по НДС, представленной за второй квартал 2015 года, уплачивается в бюджет в полном размере по сроку 25 июля 2015 года.

НДС: освобождение по статье 145 НК не избавляет от декларации

На основании пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ организации имеют право не платить НДС, если за три предшествующих месяца сумма их выручки от реализации без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. Однако в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением НДС такая организация должна:

1) исчислить и уплатить НДС (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). В отличие от обычного порядка, налог платят в бюджет .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Применение льготы по статье 145 НК РФ

Мы считаем, что для использования права на освобождение от обязанностей плательщиков НДС компания должна считать выручку только по облагаемым этим налогом операциям. Но сразу скажем, что контролирующие органы придерживаются иной позиции. Объясним нашу точку зрения.

Организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. за три предшествующих последовательных календарных месяца. Об этом говорится в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Это важно знать:  Льготы по кредиту на строительство заводского дома

Для получения освобождения в инспекцию налогоплательщик должен подать соответствующее уведомление и документы, предусмотренные названной статьей. Освобождение предоставляется на 12 месяцев, при условии, что будет соблюден критерий, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ, а по истечении этого срока организация уведомляет налоговую инспекцию о продлении использования права на освобождение или об отказе от использования такового.

Казалось бы, ничего сложного. Вот только в главе 21 НК РФ нигде не сказано о том, считается ли сумма выручки для целей освобождения по всей деятельности компании или только по операциям, облагаемым НДС.

Налоговики, конечно же, настаивают на том, что выручка берется совокупная, и неважно, включаются ли поступления в базу по НДС или нет. Такая позиция изложена в письме УФНС России по г. Москве от 07.06.2005 № 19-11/40890. Как видите, разъяснения налоговики по данному вопросу давали достаточно давно, и приведенная в них логика рассуждений основана на Методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447. И хотя этот документ давно уже признан недействующим, подход проверяющих к рассматриваемой проблеме остался прежним, что подтверждает судебная практика. Приведем аргументацию, которую используют налоговые органы.

Во-первых, в ст. 145 НК РФ не сказано, что при определении выручки не учитываются операции, освобожденные от обложения НДС. Во-вторых, объектом налогообложения по НДС согласно положениям п. 1 ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг), в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению отступного и новации, а также передача имущественных прав. В-третьих, нормы ст. 149 НК РФ не регулируют порядок определения объекта налогообложения по НДС, а значит, определение лимита выручки для целей ст. 145 НК РФ производится исходя из поступлений по всем операциям, в том числе и освобождаемым от обложения данным налогом.

Более поздних разъяснений налоговых органов по данному вопросу нет, да и Минфин России не высказывал по этой проблеме свою точку зрения. Зато есть богатая судебная практика, но она до недавнего времени не отличалась единообразием.

Некоторые арбитры поддерживали налоговые органы. Они указывали, что в п. 2 ст. 153 НК РФ сказано, что при определении базы по НДС выручка от продажи товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех связанных с их оплатой доходов налогоплательщика. Эта норма обязательна для всех организаций и бизнесменов, в том числе использующих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145 НК РФ. А значит, выручку нужно считать по всем продажам: и облагаемым НДС,

В то же время в арбитражной практике есть и противоположная точка зрения: поскольку операции, названные в ст. 149 НК РФ, не подпадают под продажи, облагаемые НДС, то соответствующие суммы не принимаются во внимание при расчете выручки для освобождения организации от обязанностей, связанных с уплатой данного налога. Аргументируется такая позиция следующим образом.

Пункт 2 ст. 153 НК РФ устанавливает правила определения налоговой базы по НДС с выручки от реализации товаров (работ, услуг) и поэтому ссылаться на него в данном случае нельзя. Ведь поступления от операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, не учитываются при формировании налоговой базы и исчислении НДС к уплате. То есть в указанной норме не идет речь о поступлениях в рамках таких операций. Это следует из положений п. 2 ст. 162 НК РФ. А значит при определении предельного размера выручки для целей применения положений ст. 145 НК РФ учитывать нужно только суммы выручки, которые формируют налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты НДС.

НК РФ зависит только от суммы выручки по облагаемым НДС операциям, а не от совокупных поступлений организации. Так что теперь компании при определении критерия для применения освобождения от НДС могут не учитывать выручку от операций, не подлежащих налогообложению на основании норм ст. 149 НК РФ. Даже если налоговики предъявят претензии, отстоять свою правоту в суде с учетом позиции Президиума ВАС РФ будет несложно.

»

Следующая
ЛьготыСтаж 40 лет: какие льготы в СПБ

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector